TrueWorld~真実のセカイ~ (Истинный мир)

Скачать патч:

План: 1 декабря (Двач-мод), 1 января (остальное)

Статистика:

  • 43 399 знаков, 1 148 строчек
  • 11 218 кандзи (разных: 1 316)
  • 28 263 каны (хирагана: 25 814, катакана: 2 449)

Ещё полезности:

Лицензия: общественное достояние (CC0)

Нашли опечатку? Оставьте комментарий.

Хотите перевести эту небольшую новеллу? Напишите мне, я помогу заменить тексты и опубликовать патч.

Об игре

True World (англ. «истинный мир») — короткая юмористическая визуальная новелла на 1-2 часа чтения. Концептуально это омаке к «NHK ni Youkoso!» — та самая игра, которую Сато и Ямазаки пытались сделать на протяжении всего аниме.

На первый взгляд игра не представляет ничего особенного, но для меня она оказалась лучшей короткой NVL, в которую я играл до сих пор (её сложно назвать ADV с одним-единственным выбором). На мой взгляд, авторы перестарались и сделали больше, чем того требовалось от простого омаке — отличный арт, шикарная музыка, оригинальный сценарий — всё по высшему разряду©, и в завершение — запоминающиеся мини-комиксы и эндинг в титрах в духе «Автобуса 410».

Собственно, OST (и игру) вы можете скачать отсюда (magnet), или вытащите его сами с помощью GARbro. Фоновая музыка очень атмосферна; я слушал её в течение сотен часов, пока занимался переводом, и она мне так и не приелась.

Истории (их три) тоже недурны. Когда я закончил первую, я подумал: «Ну, она весьма ничего, для такой-то мелкой игры». Следующая была чуть более серьезна, с гротеском и неожиданным поворотом™ в конце. «Тоже неплохо, но это повторилось уже дважды — могут ли они предложить что-то новое в третий раз?». Несмотря на затяжное начало, в итоге оказалось что да, они определённо могут, и что «неожиданные повороты» это визитная карточка этой игры — а иначе как арка может иметь несколько концовок при полном отсутствии свободы выбора у игрока?

Ответ на этот вопрос я предоставлю искать вам… Дам только один совет: вначале — направо (арка BSR), потом — налево (ERS). Хотя, конечно, это не будет концом света, если вы сделаете наоборот (конец света будет в NIE).

Одна из заключительных иллюстраций
Забавно, что в этой игре на самом деле нет той единственной героини, которую показывают в аниме. Но знаете что? Кошка — тоже ничего!

Об этой локализации

Я стянул эту игру с какого-то б-гом забытого японского пиринга ещё в 2010 году и распотрошил примерно тогда же вместе с десятком других новелл. Но потом навалилась работа и прочее и прочее, и она коптилась на моём диске ещё двенадцать лет, пока я внезапно про неё не вспомнил.

Графика при повторном прохождении

Оригинальная версия позволяет пройти себя повторно в «черновом режиме», где вместо нормальных артов — наброски, а в текстах незначительные опечатки. Это не очень интересно, так что в моём патче второе прохождение сделано на основе «непричёсанного» перевода: он более точен относительно оригинала, поэтому поклонники игры увидят её ближе к авторской версии (правда, длинные тексты выходит за границы экрана и их лучше читать здесь).

Я фанатично пытался передать все подтексты исходника (очевидные, скрытые, перекрестные) и даже снарядил расового японца на его перевод, чтобы я мог перепроверить мой собственный. Тем не менее, точная передача была не всегда возможна и потому я выкладываю все исходные файлы, включая оригинальные тексты на японском, мой перевод после первого этапа (до редактуры), перевод носителя и мою окончательную версию.

Ограничения движка. Игра использует моноширный шрифт и содержит множество жёстко прописанных параметров, как то ограничение на длину выводимого текста до паузы (около 500 знаков). Я изменил некоторые, но далеко не все, так как они раскиданы по всему коду игры. Японский язык, очевидно, занимает меньше места, чем языки без иероглифов, поэтому эквивалентный перевод требует пропорционально большего числа символов — но в игре не редки экраны, полностью заполненные текстом без пауз, что оставляет мало пространства для манёвров. А кое-где я добавляю примечания переводчика, на которые нужно ещё 1-2 строки…

В общем, я постарался всё уместить и даже позволил себе «адаптировать» некоторые части, сделав их более захватывающими. В результате тексты первого прохождения могут отличаться от оригинала, но, надеюсь, исключительно в лучшую сторону!

Редакция «Двача» и «Лутбокс в блокчейне»

Бащяр в огне

Как-то в процессе локализации мне пришла мысль, что эта игра суть ходячий «эксплоит», почти пригодный к употреблению. Нужно только немного доработать напильником…

Так и появилась «Двач»-версия, или «Перевод Гоблина» (когда ещё Гоблин был «труЪ»). Я добавил в тексты несколько сотен общеизвестных Интернет-мемов (не обязательно в чистом виде) и сделал так, что первый угадавший конкретную тройку мемов получает кусочек  BTC биткоина.

Формальные правила игры (эти для нердов, дальше будут попроще):

  1. В тексте всех трёх арок есть отсылки на N мемов, где N = 276.
  2. Все используемые мемы имеют статью на Луркоморье. Внимание: из РФ сайт не открывается (слава РКН!), но у него имеется луковица.
  3. Каждый мем идентифицируется двумя числами: его ID на Lurkmore (ищите wgArticleId в коде страницы) и номером строки в игровом сценарии (с этой страницы).
    » Например: Абанамат ID = 8057, Мякотка ID = 3479, Трифорс ID = 74991.
  4. Мемы сгруппированы в случайные тройки. Каждая тройка содержит 3 мема (из одной арки или из разных). Пара мем+строка может состоять только в одной тройке, но один и тот же мем может использоваться в игре многократно (на разных строках).
    » Например: представим, что строка 452 намекает на Абанамат, 754 на Мякотку, а 351 на Трифорс.
  5. Для каждой тройки считается хэш-сумма по алгоритму SHA-512, для строки вида: KEY1,KEY2,
    KEY3,M@RbLeC@KeG@Me
    — где KEYn равен L I — где L это номер строки мема в игре, а I — его ID на Рулкоморье.
    » Например: echo -n 452 8057,754 3479,351 74991,M@RbLeC@KeG@Me | sha512sum = fb3acbdd…
  6. Я загрузил архив с M файлами, где M = число «лутбоксов» (92), по файлу на каждую тройку мемов. В каждом файле — свой закрытый bitcoin-ключ, зашифрованный по алгоритму AES-256-CBC с использованием ключа = первых 32 байтов хэш-суммы и IV = последующих 16 байт.
    » Например: echo 709e7c8a… | xxd -r -p | openssl aes-256-cbc -d -K fb3acb… -iv c49973…
  7. Если файл расшифровался и результат начинается со строки ZomG U WiN! плюс пробел (ASCII) — поздравляю, вы угадали.
  8. Выигрыш засчитывается после вывода всей суммы с зашифрованного адреса.

…Это были правила для гиков, чтобы меня не обвиняли в нечестности. Теперь для простых фагов:

  1. Проходите игру и/или читаете её сценарий на этой странице
  2. Вбиваете возможные мемы (в виде URL'ов на Луркоморье) в текстовые поля рядом с их строками.
  3. Проверяете результаты, скачивая «лист ответов» с той же страницы и скармливая его этой программке.
  4. За засчитанный слив каждую угаданную тройку на экран выводится закрытый ключ.
  5. Импортируете эти ключи в Electrum и переводите монеты на свой адрес.

Но вообще, «битки» — лишь предлог. Мне просто хочется, чтобы вы получили жгучее удовольствие от моей локализации! :^)

Ну, и, в общем, это… яранай-ка, ага?

ПеКа следит за тобой

Доска почёта

Ниже — таблица с угаданными на сей момент тройками. Как только на блокчейне фиксируется вин, соответствующая строка раскрывает использованные мемы.

№ тройки Мем №1 Мем №2 Мем №3
0 ??? ??? ???
1 ??? ??? ???
2 ??? ??? ???
3 ??? ??? ???
4 ??? ??? ???
5 ??? ??? ???
6 ??? ??? ???
7 ??? ??? ???
8 ??? ??? ???
9 ??? ??? ???
10 ??? ??? ???
11 ??? ??? ???
12 ??? ??? ???
13 ??? ??? ???
14 ??? ??? ???
15 ??? ??? ???
16 ??? ??? ???
17 ??? ??? ???
18 ??? ??? ???
19 ??? ??? ???
20 ??? ??? ???
21 ??? ??? ???
22 ??? ??? ???
23 ??? ??? ???
24 ??? ??? ???
25 ??? ??? ???
26 ??? ??? ???
27 ??? ??? ???
28 ??? ??? ???
29 ??? ??? ???
30 ??? ??? ???
31 ??? ??? ???
32 ??? ??? ???
33 ??? ??? ???
34 ??? ??? ???
35 ??? ??? ???
36 ??? ??? ???
37 ??? ??? ???
38 ??? ??? ???
39 ??? ??? ???
40 ??? ??? ???
41 ??? ??? ???
42 ??? ??? ???
43 ??? ??? ???
44 ??? ??? ???
45 ??? ??? ???
46 ??? ??? ???
47 ??? ??? ???
48 ??? ??? ???
49 ??? ??? ???
50 ??? ??? ???
51 ??? ??? ???
52 ??? ??? ???
53 ??? ??? ???
54 ??? ??? ???
55 ??? ??? ???
56 ??? ??? ???
57 ??? ??? ???
58 ??? ??? ???
59 ??? ??? ???
60 ??? ??? ???
61 ??? ??? ???
62 ??? ??? ???
63 ??? ??? ???
64 ??? ??? ???
65 ??? ??? ???
66 ??? ??? ???
67 ??? ??? ???
68 ??? ??? ???
69 ??? ??? ???
70 ??? ??? ???
71 ??? ??? ???
72 ??? ??? ???
73 ??? ??? ???
74 ??? ??? ???
75 ??? ??? ???
76 ??? ??? ???
77 ??? ??? ???
78 ??? ??? ???
79 ??? ??? ???
80 ??? ??? ???
81 ??? ??? ???
82 ??? ??? ???
83 ??? ??? ???
84 ??? ??? ???
85 ??? ??? ???
86 ??? ??? ???
87 ??? ??? ???
88 ??? ??? ???
89 ??? ??? ???
90 ??? ??? ???
91 ??? ??? ???

Технические заметки

Напоследок, немного про игровой движок и механизм локализации. За подробностями обращайтесь к архиву с исходниками.

Движок радует своей минималистичностью, но не ясно, писался ли он для этой игры или все-таки нет — игра использует далеко не все его возможности (например, нет голосов и сохранений), но много жёстко прописанных значений как бы говорят нам, что, по крайней мере, его адаптировали. В коде нет строк, однозначно идентифицирующих движок. Ещё он весьма старый (README сообщает о поддержке Win98) и, как следствие, «агрессивно-японский».

Как и большинство движков того времени (я говорю о тебе, RealLive), этот имеет собственный формат для всего, что можно: графика в CRX-файлах (начинаются с символов CRXG, содержат поток, сжатый ZLib), аудио — в PCM (начинаются с XPCM, несжатый PCM-поток со своими заголовками), скрипты — в MES (отличительных признаков нет).

Скрипты имеют незамысловатый формат (это не какой-то там ISM SCRIPT из Sisters с десятком полей в заголовке, 4 таблицами смещений и полноценной стековой машиной с 122 опкодами). Файл начинается с единственной таблицы для прыжков, после которой идет поток опкодов с параметрами. Каждый опкод — 1 байт, а всего опкодов — 89. Некоторые строки (в частности, те, которые видны игроку — опкоды 4D, 4E, 4F) обфуцированы путём вычитания 32 из числового значения символа.

Что до технических ограничений, которые я упоминал выше, то главная проблема — в зашитых в коде параметрах. Это касается почти всего: имени шрифта, его размера, размеров окна, длины выводимой строки текста, её высоты, максимального размера скрипта и т. д. и т. п. Самая большая загвоздка — в ограничении на выводимую строку: она не должна использовать больше 0x400 байт, а из-за принципа кодирования каждый символ занимает 2 байта. В итоге имеем лимит около 500 знаков, и это до предварительной разбивки текста на отдельные строки… Если бы я ломал эту игру сейчас, то вместо замены текстов я бы сфокусировался на портировании её на другой, более дружелюбный движок.

Как бы то ни было, для обхода самых вопиющих проблем я написал локализационный загрузчик (localization hook), который патчит код игры на лету после внедрения своей DLL в её процесс. Эта DLL:

  • Модифицирует таблицу импорта и перехватывает вызовы к CreateFont для подмены параметров шрифта на те, которые выглядят приятнее для европейского глаза.
  • Перехватывает CreateFile для подмены файлов скриптов (которые хранятся в ресурсах локализационной DLL и извлекаются в %TEMP% по мере надобности).
  • Внедряется в функцию расчёта размеров символа в игровом движке, дабы заставить её работать с пропорциональными шрифтами… во всяком случае таков был первоначальный план. Это сработало, но мне пришлось вернуться к моноширному шрифту (а именно, к Lucida Console), ибо пропорциональные странно искажались при отрисовке.
  • Позволяет игре работать из-под любой системной локали. Некоторые маловажные тексты выводятся по-прежнему крякозябрами в не-русской локали, но на основной текст новеллы это не влияет (для этого GetGlyphOutlineA перенаправляется на GetGlyphOutlineW)

Наконец, MES.rb (скрипт на Ruby) производит, собственно, извлечение и замену текстов из/в файлах MES. Он также переносит текст по словам (разбивает на строки) — в идеале это должно происходить в движке перед печатью на экран в соответствии с размерами окна и характеристиками шрифта, но мой загрузчик уже и так был лапшевидным, время поджимало, но, главное, я все равно отказался от пропорциональных шрифтов, так что это форматирование можно было проделать заранее.

Комментарии посетителей

Ваш аватар Премодерация

Аватар

Пост об этом переводе был опубликован в https://vk.com/fromnhkwithlove с ссылкой на данную страницу.

Огромный респект тебе, Прогер, за проделанную работу!

Аватар

Перевод не-"Двач" версии будет немного позже, в течение января.

На главную

TrueWorld~真実のセカイ~ (Shinjitsu no Sekai)

Download the patch:

  • English – or “Uncle Anonedition
  • Russian (русский) — или «Двач»-мод

TL/QC: 99%. To be released on 1 May 2020

Statistics:

  • 43 399 symbols, 1 148 lines
  • 11 218 kanji (different: 1 316)
  • 28 263 kana (hiragana: 25 814, katakana: 2 449)

Other stuff:

  • Game information (VNDB)
  • Sources (translation hook's code, original  & translated texts, etc.)
  • Alternative translation by a Japanese native
  • Side-by-side translation for (for QC)

License for everything: public domain (CC0).

About The Game

True World is a short humorous Visual Novel worth 1-2 hours of read. Conceptually it's an omake to NHK ni Youkoso! – that purported game that Sato and Yamazaki have been working on throughout the series.

As unassuming as it looks on the first glance, this is easily the best short NVL I have ever played (can't call it ADV with just 1 choice) – IMO the authors overdid what a simple omake strictly required. CG, BGM, scenario are all top notch©. Even mini-comics and the song for the credits roll are memorable and make a great conclusion.

You can grab the soundtrack from here or use GARbro to extract it yourself. It's amazingly athmospheric – I spent hundreds of hours on this localization while listening to it and it never palled on me.

The stories are also fitting. When I finished the first route I thought, “Well, it's not bad, it's even cute for such a small game”. Next one was a bit more “realistic” (if I can say so), still obviously grotesque but with a nice twist in the end. I pondered: “Not bad too but it worked twice now – can they possibly offer something new in the third route?” Despite the boring start, eventually it became clear that yes, they can, and that “nice twists” are the signature of this game. Else, how could a route have more than one ending while offering no choices to the player?

I will leave the answer to you. Just one advice: if you care, first go right (the BSR route), then left (the ERS route) – although it won't be the end of the world if you do the opposite (the world will end with NIE).

One of the ending illustrations
Ironically, the only heroine of the game they show in the anime actually does not appear in this game. But you know what? A cat is just as good!

About This Localization

I leeched this game from some goodness forsaken Japanese file sharing network back in 2010 and reversed it along with dozens of others per my hacking frenzy of that time. Then work and other stuff came in and the thing ended up collecting dust for around 10 years until I suddenly remembered about unfinished business™ and… here you have it.

First vs. replay art

The original game lets you replay it in “draft mode” with sketches instead of art and minor typos in the text. In my opinion, it doesn't add much value so I changed replay texts to be the raw (unchecked) translation. They are very close to the original and may give an interested reader insights into the plot as the authors intended it to be – however, long texts overflow and you are better off reading them on this HTML page instead.

I fanatically tried to convey all the meanings (obvious, hidden and cross-referenced) and even tasked a Japanese native with a parallel translation so I can cross-check it with mine. However, such accuracy was not always possible and to make up for that I am publishing all source files, including original Japanese texts, my translated texts after the first pass (no QC), the native's translation and my final texts.

Engine limitations. The game is using a fixed-width font and many hardcoded values such as the limit on how much text may appear before a pause (around 500 symbols). I patched some of them but not others because they're spread all over the code. Japanese packs more meaning per character than non-hieroglyphic languages and an equivalent translation would require proportionally more symbols – yet there are scenes where the entire screen is filled with text before a pause occurs leaving very little extra room for the translation. And occasionally I'd like to add in-text TL notes which can take 1-2 more lines on their own…

So, I did my best and even took liberty to "adapt" certain passages to make them more engaging. The result (non-replay texts) might deviate from the original – but hopefully for the best!

“Uncle Anon” Edition & The Blockchain-Based Lootbox

Bashyar in the heat

At some point during the translation, I realized that this game is just asking to be exploited. I mean, it's already a pun and what can be more fun than going deeper with the pun?

Therefore I went ahead and in addition to the “normal” translation created a “4chan version”, a.k.a. “Uncle Anon” Edition. I mixed references to several hundreds of Internet memes into the texts (not necessary exact) and made it so that whoever first determines a triplet of memes wins a pinch of bitcoins (at least 0.001 BTC).

Without further ado, the formal rules (these are for nerds, read on for simple ones):

  1. There are 0 memes used within the texts of all 3 routes.
  2. All used memes are listed on KnowYourMeme.com.
  3. Each meme is identified by two numbers: its KnowYourMeme ID (search for article class='entry' id='entry_2083' in the page's source code) and a line in this game's script (from this page).
    » For example: Zerg Rush ID is 927, Doge ID is 13564, Trollface ID is 91.
  4. Memes are grouped into random triplets. Each triplet consists of 3 memes taken from any part of the game (possibly even from different routes). A meme+line pair can be used only in 1 triplet (but some memes may be used more than once in the game, on different lines).
    » For example, assume line 452 hints at Zerg Rush, line 754 at Doge, line 351 at Trollface.
  5. A SHA-512 digest (raw) is calculated for each triplet, over this ASCII string: KEY1,KEY2,KEY3,
    M@RbLeC@KeG@Me
    where KEYn is L I where L is the meme's line number and I is its KnowYourMeme ID.
    » For example, echo -n 452 927,754 13564,351 91,M@RbLeC@KeG@Me | sha512sum = 02fee8ef…
  6. I have uploaded an archive with 0 files (“lootboxes”) – one file for each triplet. Each file has a (different) bitcoin private key encrypted with AES-256-CBC using key = first 32 bytes of the digest and IV = the following 16 bytes.
    » For example, echo 04e2acb7… | xxd -r -p | openssl aes-256-cbc -d -K 02fee8… -iv 37bb92…
  7. You know you have decrypted a file correctly if it starts with ASCII ZomG U WiN! plus space.
  8. You win a lootbox once you withdraw the entire amount from its bitcoin address.

The above rules are there so that I cannot be accused of cheating ;) A more convenient way to participate is:

  1. You play through the game and/or read through its script at this page.
  2. You input suspect memes (as KnowYourMeme URLs) into fields next to each line on that page.
  3. To check your results you download the “answer sheet” and feed it to this small program.
  4. If you guessed any loot, the program will display the private keys.
  5. You import them to Electrum (warning: as p2pkh keys) and send the coins to your own address.

However, bitcoins are just a pretext. Above all, I wish you have some fun with my localization!

Well then… Shall we do it?

YTMND

Leaderboard

Below is a table of all triplets and current status of their keys. Once a win is recorded on the blockchain, memes constituting the corresponding triplet are unveiled.

Oh, and some memes are harder to infer because they are rare and/or their references are obscure… and so their output of bitcoins is higher… which is just awesome :^)

Triplet # Meme 1 Meme 2 Meme 3
TBA

Technical Notes

Finally, a brief overview of the game engine and localization machinery. For details, refer to the archive.

The engine itself is fairly minimalistic and yet it's unclear if it was written specifically for this game or not – the game is not using all of its features (like voice support or game saves) but hardcoded values suggest the engine was at least adapted for it. There are no distinctive strings identifying the engine. It's also very old (the README too claims support for WIn98) and, erm, aggressively non-Unicode.

Like most engines of that time (ahem, ahem… RealLive), this one is using custom formats for basically everything: graphics are CRX files (CRXG magic, ZLib-compressed data), audio is PCM (XPCM magic, uncompressed PCM data with custom headers), scripts are MES (no magic).

Script files' format is straightforward (it's not some ISM SCRIPT of Sisters with dozens of fields in the header, 4 tables and a whole stack-based interpreter with 122 opcodes). A file starts with a single jump table followed by the bytecode stream. Each opcode is 1 byte long and there are 89 opcodes overall. Some strings (in particular the ones that the player sees – opcodes 4D, 4E, 4F) are obfuscated by subtracting 32 from the ordinal value of the character.

As for the limitations which I mentioned above, the engine has almost everything hardcoded – font names, font sizes, window dimensions, display line length, line height, bytecode length, etc. etc. Most troublesome is the fact that a string meant for output must not be longer than 0x400 bytes and due to the way the engine and my localization hook work every symbol is encoded as 2 bytes (even for pure English texts) so the real limit is around 500 characters, and then you also have to pre-wrap it… If I were to do this again, I would focus on porting the game to another engine rather than trying to localize this one.

Anyway, to work around most annoying problems I made a localization hook which is patching the engine's code on runtime by injecting a DLL into the main process. The DLL:

  • Modifies the import table to intercept calls to CreateFont for substituting hardcoded font parameters with ones that look better for Western languages.
  • Intercepts CreateFile to slip in the translated scripts (which are stored within the resource section of the DLL and extracted to %TEMP% when needed).
  • Breaks into the engine's character sizing algorithm to make it respect proportional fonts… at least this was the plan. It worked but I had to revert to using a monospaced font (Lucida Console) because it looked horrible due to some rendering glitches.
  • Allows the game to run in any locale – some minor texts (like window title) may be junk in non-English (non-Russian, etc.) locale but the main novel's text always looks properly (GetGlyphOutlineA is rerouted to GetGlyphOutlineW).

Lastly, MES.rb (a Ruby script) extracts and replaces texts within MES files. It also takes care of wrapping the lines before insertion – ideally this should be done by the engine on runtime according to screen width and font properties but the hook was already too much a contraption, I was short on free time and besides, I had to forego the idea of using a proportional font anyway.

Visitors' Comments

Your avatar Note: comments are premoderated

Home page